Этикетные принципы игры по правилам
• Иерархия этикетных принципов. Свобода и несвобода от правил. Обусловленность выбора.
• Этикетная норма, ситуативный этикет, трудные случаи: дилеммы.
• Игровая ситуация и правила игры.
• Этикетная маска, социальная роль и чувство собственного достоинства ("Я"-концепция).
• Чек-лист этикетных ситуаций.
Искусство вести разговор
• Контекст ситуации. Цель коммуникации. Социальная роль собеседника.
• Коммуникативные стадии: встреча, знакомство, беседа, прощание.
• Речевые формулы этикета: с чего начать разговор, как продолжить и как завершить.
• Правило знакомства и представления. Когда не обязательно называть имена.
• Вступление в беседу. Порядок обмена вежливыми репликами. Правило согласия и исключения.
• Правило этикетного реагирования на социальные мифы, легенды, сплетни в разговоре — уважение границ частной жизни, удаленность, завуалированность информации, угадывание, взаимная откровенность и другое.
Этикет и гендерные различия в коммуникации
• Правила ведения беседы для поддержания взаимоотношений: мужчин, женщин, мужчин и женщин. Критерии различия "высокого", "среднего" и "низового" варианта. Ролевая самопрезентация.
• Гендерные различия в коммуникации (адекватность информации, голосовые интонации, детали разговора, ответное реагирование).
• Особенности деловой коммуникации с учетом гендерных различий.
• Комплименты: речевые формулы, типы высказываний, их уместность, роль в поддержании взаимоотношений. Как избежать неловких ситуаций с комплиментами. Правило реагирования на "лжекомплимент", неуместное высказывание.
• Как не потерять свое "социальное лицо" и сохранить "лицо" собеседника в трудной этикетной ситуации.
Этикет использования риторических приемов.
• Правила аргументации.
• Этикет обсуждения вопроса.
• Правила слушания собеседника.
• Правила критики.
• Этикет выражения эмоций.
• Правила нейтрализации замечаний оппонента.
• Защита от некорректных собеседников: в деловой коммуникации, в частной беседе.
• Правила использования приемов "юмор", "ирония", "серьезность".
Этикетное поведение в конфликтных ситуациях
• Этикет разрядки отрицательных эмоций.
• Этикет выхода из конфликта. Речевые формулы извинения.
• Этикет примирения.
Этикет кросс-культурного общения
• Приветствия вербальные и невербальные в ситуации кросс-культурного общения.
• Кросс-культурные особенности этикета деловых отношений.
• Этикет гостевого поведения в стране пребывания.
• Кросс-культурный этикет гостеприимства.
• Этикет кросс-культурных романтических отношений.
• Этикет общения в пространстве социальных сетей.
• Чек-лист этикетных ситуаций.