Главная ценность этикета - это социально ориентированная модель поведения, в которой демонстрируется уважение к достоинству человека, признание права на неприкосновенность его личностных границ без принижения достоинства других людей. В этом смысле можно утверждать, что этикет это универсальная система символов определенного социального поведения, в которых реализуется гуманистический культурный код цивилизации.
Большинство людей живут по неписаным законам своего общества инстинктивно, не сознавая, что они это делают. Культурный человек, почти не задумываясь, благодарит, здоровается, извиняется, уступает место старшим, спешит помочь женщине. В этом поведении проявляется не только его вежливость, ориентированная на сохранение достоинства партнера по коммуникации, но и его ценностная и статусная идентификация в обществе, его социальная и этикетная роль. Владение этикетными навыками является существенным признаком, который повышает статус человека в глазах окружающих.
Для того, чтобы избежать неловких ситуаций в общении, надо уметь правильно не только определять этикетную роль, но и действовать в соответствии с этикетной ситуацией и этикетным жанром. Иначе говоря, для того, чтобы определить, как себя вести, какие слова лучше употребить, надо обязательно учесть, кто и с кем говорит, о чем и почему говорят собеседники, где и когда происходит беседа.
Основой всех этикетных правил является условие: поведение собеседников должно соответствовать их этикетным ролям, этикетной ситуации, этикетному жанру. Разобраться с этими вопросами поможет семинар на тему «Этикет как феномен культуры и социального статуса личности».
(объем 4 акад. часа)
I. Основные понятия этикета, его структура, виды и сферы действия.
➡ Этикет: эталонная норма vs обычай.
➡ Иерархия этикета: ритуал, церемониал, протокол.
➡ Принципы современного этикетного поведения. Практическая целесообразность этикета и его социальный статус.
➡ Понятие «общественное место».
➡ Понятие «этикетная ситуация».
➡ Типы этикетных ситуаций. Этикет как совокупность правил «хорошего тона».
➡ Отличие норм светского и делового этикета.
➡ Понятие этикетного старшинства.
➡ Понятие «культурный человек». Понятие вежливости.
➡ Сферы действия и виды этикета.
II.Этикетные формы обращения и их использование.
➡ Формулы обращения и ответа на обращения. Национальные особенности этикета обращений и приветствий.
➡ Правила титулования. Особенности употребления распространенных в Европе титулованных обращений.
➡ Формы обращений к высшей европейской знати: «Рыцарь», «Сэр», а к его супруге - «Леди».
➡ Правила употребления международных форм обращений к мужчинам и женщинам.
➡ Употребления титула «доктор».
➡ Варианты употребления обращений «господин», «товарищ», «гражданин».
➡Правила обращений на «Вы» и на «Ты».
III.Практикум этикетного поведения в контексте заданной ситуации.
➡ Тестовые вопросы на знание этикета.
➡ Отработка этикетных навыков
Статьи о моде, законах стиля, элегантности, дресс-кодах, мужском и женском гардеробе, аксессуарах. Дизайнеры и модные коллекции.
Статьи об этикете и повседневной культуре. Какие существуют типы этикетных практик. Ситуативный этикет и трудные случаи этикета.
Статьи о видах имиджа, особенностях формирова-ния первого впечатления, о возможностях управле-ниия производимым впечатлением.
Статьи о том, что такое культурный код, мода, стиль и образ жизни. О философии жизни, этике, ценностях, психологии, социальных ...